Персональный сайт воспитателя Жуковой Наталии Александровны

Консультация для воспитателей "Использование квест-игр для формирования познавательного интереса дошкольника к основам финансовой грамотности"

Консультация для воспитателей

 

Использование квест-игр для формирования познавательного интереса дошкольника к основам  финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Финансы и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, банк, овладевая, таким образом, финансовыми отношениями на потребительском уровне. Многие ли родители беседуют со своими детьми о деньгах, их разумной трате? Скорее всего, нет.

И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем. Ведь очень важно, чтобы пользователи финансовых услуг обладали навыками принятия осознанных решений, которые влияют на уровень их доходов, а, следовательно, и на темпы экономического роста страны в целом.

Поэтому формирование финансовой грамотности детей необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным.

Наблюдая за воспитанниками детского сада, в их речи можно услышать слова: «банк», «банкомат», «доллар», «кредит», «бизнесмен» и другие, значение которых многие из них не знают, но употребляют без всякой необходимости. Также детей интересуют такие вопросы, как: откуда появились деньги, почему у всех стран разные деньги, почему мои родители не покупают мне дорогие игрушки, что делать, когда нет денег, всё ли можно купить за деньги, что такое банкомат и как в нём появляются купюры. Причина такой любознательности воспитанников кроется во всё большем проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей.

В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Однообразная деятельность снижает устойчивость его  внимания, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Традиционные формы работы с современными детьми не всегда эффективны. Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявлять себя. Этим критериям в полной мере отвечает «квест».

 Цель проведения квест-игр: формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий.

В зависимости от сюжета квест - игры могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке. Выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
  • кольцевыми, это замкнутый круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Но изюминка этой формы работы  в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

  1. Образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс.
  2. Развивающая – развитие интереса к предмету игры, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.
  3. Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того,  чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста  следуем  следующим принципам: доступность, системность, эмоциональная окрашенность заданий, разумность во времени, использование разных видов детской деятельности, видимость конечного результата и обратная связь.

Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Перед проведением каждой квест – игры, проводится  предварительная работа: беседы (например: «Что такое деньги?», «Потребности и желания», «Что такое банк и откуда в нём деньги?», играем в игры (например: «Путешествие рубля», «Интересный обмен», «Доход – расход», «Найди в сказке экономику»; сюжетно –ролевые игры: «Банк», «Пункт обмена валюты», «Банкомат», разучиваем пословицы и поговорки, просматриваем мультфильмы (например: «Уроки тётушки Совы», «Кот Бориска и финансовая грамотность», «Как появились деньги», «Утиные истории», отгадываем загадки, ребусы, кроссворды о финансовых понятиях, рассматриваем коллекции монет, денег, читаем сказки, рассказы, где раскрываются финансовые отношения, всё это способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир финансов

Данная форма совместной деятельности по формированию финансовой грамотности очень результативна, т.к. использование квест - игр по формированию основ финансовой грамотности позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они бережнее стали относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения.

Для воспитателя эта форма работы  является «палочкой - выручалочкой»,  в ситуации, когда воспитанникам  необходимо донести знания и сформировать умения  по достаточно трудным для восприятия ими  экономическим темам образовательной деятельности. Особенность квест – игр в том, что они выполняют не только развлекательную функцию, но и помогают реализовать образовательные задачи. Очень хорошо квест – игры проходят, как обобщающие мероприятия с детьми.

Предлагаю вас стать на время детьми и поиграть в квест-игру «Деньги любят счет». В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки. Желаю успеха!

Оставить комментарий: